Сестринская помощь при сахарном диабете у детей

«Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы. Сестринский уход при заболеваниях щитовидной железы и сахарном диабете у детей»



Сестринский уход при сахарном диабете

Наиболее распространенным и серьезным в отношении прогноза для здоровья детей среди всех заболеваний эндокринной системы является сахарный диабет.

Оглавление:

В мире более 100 миллионов человек болеет сахарным диабетом, при этом имеется постоянная тенденция к омоложению. Диабет встречается у детей всех возрастов, в том числе и в грудном возрасте и даже у новорожденных, но наиболее часто наблюдается в младшем школьном и подростковом периоде.

Заболевание одинаково часто поражает оба пола.

Диабет имеет прогрессирующее течение и представляет опасность для ребенка в связи с развитием осложнений в виде диабетической и гипогликемической ком, требующих неотложных мероприятий, а также нарушений функции сердечно-сосудистой системы, печени, почек, раннего развития атеросклероза, ретинопатии, приводящей к потере зрения и др.



Своевременное распознавание заболевания и адекватное лечение способствуют предупреждению серьезных осложнений.

Инсулинзависимый тип (I тип, ювенильный, ИЗСД) составляет 12-15% всех случаев.

Инсулиннезависимый тип (II тип, взрослый, ИНСД).

У детей чаще всего развивается диабет I типа – инсулинзависимый сахарный диабет (ИЗСД).

Причинные факторы развития сахарного диабета:



Генетический фактор (80%) – выявляется генетический дефект VI-ой хромосомы, приводящий к изменению белков мембраны β-клеток островкового аппарата поджелудочной железы, что подтверждается наличием ИЗСД у родственников.

Вирусное поражение островкового аппарата поджелудочной железы (энтеровирусами, вирусами краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы, цитомегаловирусами и др.).

Аутоиммунное повреждение β-клеток инсулярного аппарата поджелудочной железы, что подтверждается обнаружением антител к островковым клеткам и к инсулину у пациентов в ранние сроки заболевания не получающих инсулин при воспалении поджелудочной железы.

Врожденная гипоплазия поджелудочной железы.

Другие провоцирующие факторы:



гормональные расстройства в различные периоды детского возраста (повышение активности контринсулярных гормонов – глюкокортикоидов, катехоламинов и др.).

Инсулин обеспечивает транспорт через клеточные мембраны глюкозы, калия, аминокислот, перевод глюкозы в жиры, образование гликогена в печени. Инсулин тормозит процесс образования глюкозы из белка и жира.

Содержание сахара в крови

В основе развития сахарного диабета лежит изменение гомеостаза, вследствие относительной или абсолютной недостаточности инсулина, что приводит к нарушениям обмена углеводов, белков и жиров.

Гипергликемия (свыше 8,8ммоль\л) ведет к глюкозурии, так как больше сахара фильтруется в первичную мочу и он не может полностью реабсорбироваться в проксимальных канальцах почек. Относительная плотность мочи повышается за счет выделения с мочой сахара, что является характерным признаком болезни.



Глюкозурия вызывает полиурию в результате

повышения осмотического давления мочи из-за нарушения синтеза белка, гликогена и жира. Высокая концентрация глюкозы в сыворотке крови и полиурия обусловливают гиперосмолярность сыворотки и симптом жажды (полидипсия). Нарушается превращение углеводов в жиры, происходит усиленная мобилизация жирных кислот из жировых депо, развивается похудание, которое помимо этого, обусловлено обезвоживанием (дегидратацией) организма. Инсулиновая недостаточность вызывает значительные нарушения жирового обмена. В кровь поступает большое количество жирных кислот, а в результате неполного их сгорания происходит накопление недоокисленных продуктов жирового обмена (кетоновых тел), что приводит к увеличению образования холестерина, триглицеридов и развитию Почечный порог глюкозы

появлению ацетона в выдыхаемом воздухе.

Механизм появления ацетона при сахарном диабете.

В результате обеднения печени гликогеном в ней откладывается жир, что ведет к жировой инфильтрации печени и ее увеличению. Дефицит инсулина вызывает гиперхолестеринемию, что способствует раннему развитию атеросклероза. Это имеет значение в развитии диабетической ангиопатии, приводящей к тяжелым сосудистым изменениям глаз, почек, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта и других органов. В результате дефицита инсулина нарушается также водный и минеральный обмен, что в значительной степени связано с гипергликемией, глюкозурией и кетоацидозом. При диабетическом кетоацидозе отмечается усиленное выделение с мочой электролитов: натрия, калия, хлоридов, азота, аммиака, фосфора, кальция, магния. Токсическое влияние кетоацидоза и резкие водно-элетролитные нарушения обусловливают развитие коматозных состояний при сахарном диабете.



Клинические проявления сахарного диабета

В течении заболевания различают три стадии: потенциальное нарушение толерантности к глюкозе (потенциальный диабет), нарушение толерантности к глюкозе (латентный диабет), явный (манифестный) сахарный диабет.

Факторами риска в детском возрасте являются наличие сахарного диабета у близких родственников, большая масса тела при рождении (свыше 4100г), сахарный диабет у однояйцевого близнеца, ожирение, спонтанные гипогликемические состояния, птоз век, хронические панкреатиты, рецидивирующие стоматиты, гнойно-воспалительные заболевания кожи, тиреотоксикоз. Тщательное обследование необходимо провести детям с впервые выявленной никтурией.

жажда (полидипсия), чаще ночная;

чрезмерный аппетит (полифагия);

частое, обильное мочеиспускание (полиурия) свыше 3-4 литров мочи за сутки;

преобладание ночного диуреза над дневным (никтурия);

синдром обезвоживания (дегидратация): сухость кожи и слизистых оболочек, яркий малиновый язык, трещины, заеды, потеря массы тела за короткий период до 5-10кг;

рецидивирующая гнойная инфекций кожи и слизистых оболочек: стоматит, пиодермия, фурункулез, вульвовагинит у девочек (вследствие снижения иммунитета);

функциональные нарушения центральной нервной системы: повышенная возбудимость, расстройство сна, утомляемость, вялость, ухудшение памяти;

изменения со стороны периферической нервной системы: боли в нижних конечностях, снижение сухожильных рефлексов.



У детей заболевание протекает более тяжело с выраженными обменными нарушениями и склонностью к кетоацидозу.

Заболевание проявляется резким беспокойством, дети жадно захватывают соску и грудь, успокаиваются на короткое время только после питья. Отмечается снижение массы тела. Характерны стойкие опрелости, особенно в области наружных половых органов. Часто присоединяются очаги гнойной инфекции, имеется наклонность к заболеваниям верхних дыхательных путей. Нередко родители обращают внимание на необычные, как бы «накрахмаленные», пеленки из-за отложения на них кристаллов сахара, липкую мочу.

усиливаются симптомы интоксикации: головная боль, головокружение, нарушение зрения, слабость, мышечная гипотония;

появляется диабетический румянец на щеках, в области скуловых дуг;

отмечается запах ацетона изо рта;



симптомы глоссита: слизистая полости рта яркая, язык сухой с участками белого налета, трещины в углах рта;

выражены диспептические нарушения: анорексия, тошнота, рвота, схваткообразные боли в животе, жидкий стул.

Изменение лабораторных показателей:

гипергликемия (уровень сахара натощак более 7,7ммоль/л);

глюкозурия различной степени выраженности (от 2 до 8%);



высокая плотность мочи (более 1030);

гиперкетонурия и ацетонурия (при кетоацилозе);

нарушение pH ниже 7,3 (метаболический ацидоз);

нарастание уровня холестерина (выше 5,2ммоль/л), липопротеидов, пировиноградной и молочной кислот;

нарушение содержания электролитов в сыворотке крови.



Пациенты с манифестным (явным) сахарным диабетом нуждаются в стационарном лечении для подбора дозы инсулина, коррекции ацидоза, водно-электролитных нарушений и назначения адекватной состоянию диеты.

Если пациенту не оказана своевременная помощь, то истощение щелочного резерва крови, нарастание дегидратации, метаболического ацидоза и кетоновых тел приводит к развитию коматозных состояний.

Кетоацидотическая (диабетическая) кома.

I. Диабетическая кетоацидотическая кома.

У детей раннего возраста часто впервые выявленный сахарный диабет диагностируется в состоянии кетоацидотической комы.



поздняя диагностика болезни;

грубые нарушения в лечении (пропуск инъекций инсулина, длительно применяемая неадекватная доза, использование неактивного инсулина);

погрешности в диете (злоупотребление жирной и сладкой пищей);

присоединение интеркуррентных заболеваний;

физические и психические перегрузки.



Основные клинические признаки кетоацидотической комы:

постепенное нарастание расстройства дыхания (по типу Куссмауля);

нарушение сознания (обусловленное расстройством обмена и гиперкетонемией);

мышечная гипотония, гипотония глазных яблок;

неукротимая рвота, постоянные боли в животе, живот запавший;

быстро развивается обезвоживание по гипотоническому типу: резкая сухость кожи и слизистых оболочек, черты лица заостряются;

выражены гемодинамические расстройства, тахикардия, снижение АД, акроцианоз, приглушение тонов сердца;

отмечается олиго-, или анурия;



изменение биохимических показателей: глубокий метаболический ацидоз, гиперкетонемия, гипергликемия (содержание сахара в крови превышает 20,0ммоль/л), нарушение электролитного равновесия.

II. Гиперосмолярная кома.

У детей встречается редко. В основе лежит значительное повышение осмолярности крови в результате значительной потери жидкости.

диспептические расстройства (рвота, понос);

неконтролируемый прием мочегонных препаратов;



недостаточная компенсация сахарного диабета;

присоединение интеркуррентных заболеваний.

Клинические признаки гиперосмолярной комы:

чрезвычайно высокая гипергликемия (50-100ммоль/л);

гиперосмолярность, обусловленная гипернатриемией;

высокие показатели гемоглобина и гематокрита (при не резко выраженном кетоацидозе).



III. Лактацидотическая кома.

Развивается на фоне гипоксии (у детей с врожденными пороками сердца, тяжелой пневмонией, анемией). Кома обусловлена накоплением в организме молочной кислоты.

боли в мышцах различной локализации;

одышка (ацидотическое дыхание);

выраженный ацидоз с высоким уровнем молочной кислоты (лактата) в сыворотке кров и резким снижением уровня стандартных бикарбонатов;



относительно невысокая гипергликемия (14ммоль/л);

IV. Гипогликемическая кома.

При гипогликемии резко снижается усвоение глюкозы клетками и в первую очередь клетками мозга. Глюкоза – основной источник энергии мозга. Появление гипогликемии – это результат реакции ЦНС на снижение уровня сахара в крови и угнетение обмена веществ головного мозга.

недостаточное питание после введения инсулина;

длительный перерыв в приеме пищи;



избыточная физическая нагрузка.

Кома наступает быстро, иногда в течение нескольких минут.

ощущение голода, головокружение, слабость;

чувство жара, потливость;

дрожь во всем теле, двигательное возбуждение.

Клинические признаки гипогликемической комы:



отмечается затемнение сознания;

двигательное возбуждение, появляются судороги различных групп мышц, тризм жевательной мускулатуры;

зрачки расширены, глазные яблоки обычной плотности;

в моче отсутствуют глюкоза и ацетон;

уровень глюкозы в крови снижен (менее 3,3ммоль/л).



Диабетическое поражение сосудов (ангиопатия) различной локализации (ретино-, нефро-, нейро-, артро-, гастро-, гепато-, кардиопатия).

Двусторонняя диабетическая катаракта.

Липодистрофии, липомы (из-за нарушения правил введения инсулина).

Синдром Мориака у детей (физический и половой инфантилизм).

Синдром Сомоджи (хроническая передозировка инсулина, приводящая к частым гипогликемическим состояниям).

Снижение иммунитета и присоединение сопутствующих заболеваний (стоматита, пиодермии, вульвовагинита, пиелонефрита, кандидоза и др.).

Развитие коматозных состояний.

Основные принципы лечения сахарного диабета.

Дозированная физическая нагрузка.

Соблюдение режима дня.

Обучение в «Школе диабета».

В начальной стадии диабета обязательно стационарное обследование и разработка индивидуального протокола лечения, обучение образу жизни, помощь в адаптации к жизни с диабетом.

Питание должно быть сбалансированным по всем параметрам (учитывая пожизненный характер терапии).

Диету №9 необходимо максимально адаптировать к стереотипу питания семьи и пищевым пристрастиям ребенка.

Часы приема пищи и ее объем должны быть фиксированы.

Исключаются из пищи рафинированные углеводы, предпочтение отдается углеводистым продуктам, содержащим достаточное количество пищевых волокон, при этом специальных «диабетических» продуктов и особой кулинарной обработки при приготовлении блюд не требуется.

После каждого приема пищи ребенок должен испытывать чувство насыщения.

Питание нужно организовать таким образом, чтобы еда приносила удовольствие, создавала хорошее настроение.

Ребенка также необходимо обучить основным правилам диетотерапии, адекватной замене продуктов, проведению самоконтроля инсулинотерапии, заблаговременному планированию питания в домашних условиях и вне дома.

Используются препараты инсулина с различной длительностью гипогликемического эффекта в разные периоды суток:

Препараты быстрого, но короткого действия: эффект наступает черезминут, продолжительность действия 5-8 часов ультракороткого действия – начало через 10 минут, продолжительность действия 2-3 часа (простой инсулин, инсуман-рапид, максирапид и др.).

Препараты средней продолжительности действия: эффект наступает через 1,5-3 часа, продолжительность действиячаса (инсуман-базал 100, инсулин-рапитард, хумулин-М, инсулин семиленте и др.).

Препараты пролонгированного действия: эффект наступает через 4-6 часов, продолжительность действиячаса (инсулин-ленте, протафан, инсулонг, хумулин-Л и др.).

Препараты сверхпролонгированного действия: эффект наступает через 3 часа, максимум действия черезчаса, продолжительность действия – 36 часов (инсулин ультраленте, ультралонг, ультратард и др.).

Препараты выбираются индивидуально по показателям гликемического и глюкозурического профиля. Лечение рекомендуется начинать препаратами короткого действия и быстро переходить на комбинации с инсулином длительного действия в индивидуально подобранных адекватных дозах. При распределении дозы инсулина необходимо помнить, что более высокая потребность в инсулине отмечается в дневное время, особенно после еды, относительно низкая – в ночное время.

В последнее время большое распространение получил метод расчета инсулина короткого действия в зависимости от количества углеводов в пище, принятой во время завтрака, обеда и ужина. Такое дозирование инсулина позволяет избежать резкого повышения уровня сахара в крови после приема пищи. При этом рассчитывается суточная калорийность пищевого рациона, суточное количество углеводов в хлебных единицах (ХЕ) и их количество, распределенное на завтрак, обед и ужин. Соответственно инсулин короткого действия дозируется: перед завтраком – 2ЕД на 1ХЕ, перед обедом – 1,5ЕД на 1ХЕ, перед ужином – 1,2ЕД на 1ХЕ с коррекцией дозы инсулина по уровню гликемии (болюсная терапия). Оставшееся после этого расчета количество инсулина (от общей суточной дозы) вводится в виде инсулина продленного действия (базисная терапия).

Адекватная терапия предусматривает четкий режим введения инсулина (кратность, часы введения, доза препаратов) с учетом режима дня и умением пациента или членов семьи в срочных ситуациях самостоятельно корректировать план лечения (при необходимости ввести дополнительную дозу инсулина или уменьшить ее, или даже отказаться от очередного введения).

отсутствие резкого колебания уровня сахара в крови (нормогликемия);

отсутствие сахара в моче (аглюкозурия);

физическое и половое развитие в соответствии с возрастом;

адекватная умственная и физическая активность;

3. Патогенетическая терапия.

Показано применение антикоагулянтов,антиагрегантов, гиполипидемических препаратов, ангиопротекторов, препаратов, содержащих фосфорные соединения (АТФ), витаминов С, В (при нарушениях микроциркуляции, липидного, электролитного и витаминного обменов). При присоединении сопутствующих заболеваний проводится общеукрепляющая и симптоматическая терапия.

Необходима срочная госпитализация ребенка в специализированное отделение интенсивной терапии.

Оральная регидратация: щелочной минеральной дегазированной водой, оралитом, регидроном, разбавленными соками, подслащенным чаем.

Парентеральная регидратация: при упорной рвоте – внутривенное введение изотонического раствора натрия хлорида с кокарбоксилазой.

Инсулинотерапия – из расчета 1ЕД/кг/массы подкожно или внутримышечно (детям раннего возраста), начиная с ½ суточной дозы, далее по 0,2-0,3ЕД/кг/массы через 4-6 часов. Предосторожность! Перед каждым введением инсулина обязательным является исследование глюкозы в крови, моче.

При коме II-III степени:

Коррекция ацидоза путем выведения кетоновых тел из желудочно-кишечного тракта с помощью промывания желудка 2% раствором натрия гидрокарбоната или изотоническим раствором хлорида натрия и очистительных клизм.

Парентеральная регидратация: проводится изотоническим раствором натрия хлорида, а при снижении гликемии до 12,0ммоль/л переходят на 5-10% раствор глюкозы. За первые 6 часов вводят ½ суточного количества жидкости, через 1-2 часа от начала инфузионной терапии добавляют препараты калия. Суточная потребность в жидкости – 2000мл/кв.м поверхности тела. В то же время при резком снижении рН крови

8.00-8.30 час – 25% суточной калорийности

10.00-11.30 час – 10-15% суточной калорийности

14.00-15.00 час – 25-30% суточной калорийности

16.30-17.00 час – 6-10% суточной калорийности

19.00-19.30 час – 20-25% суточной калорийности

20.30-21.00 час – 5-10% суточной калорийности

Пациенты, обученные самоконтролю уровня гликемии и владеющие методикой коррекции дозы инсулина, могут отказаться от фиксированного приема пищи, при этом «физиологическая» инсулинотерапия позволит им менять часы приема пищи, количество углеводов в зависимости от аппетита, условий, желаний.

Расчет дозы инсулина проводится на основании показателей гликемии, используя условное понятие «хлебная единица» (ХБ) и таблицу эквивалентной замены продуктов по углеводам.

Оказать помощь родителям по организации режима максимально соответствующего привычному укладу жизни семьи с включением всех лечебных мероприятий (диетотерапия, подсчет калорийности пищи, дозы и время проведения инъекций), научиться жить с ребенком, который хронически болен, жить с «диабетом». Посоветовать регулярно вести дневник жизни.

дата, день недели;

самоконтроль состояния, гликемии, глюкозурии, АД, масса тела (завтрак, обед, ужин);

хлебные единицы (завтрак, обед, ужин);

доза инсулина (завтрак, обед, ужин);

примечание (наличие гипогликемии, сухости во рту, полиурии и пр.).

Научить оценивать состояние ребенка, своевременно распознавать симптомы декомпенсации сахарного диабета и самостоятельно (до консультации с врачом) принимать срочные меры для предупреждения серьезных осложнений.

Посоветовать родителям, удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка, следить за уровнем интеллектуального развития, воспитывать как здорового, но при этом он должен осознавать, что при несоблюдении правил, которые делают его относительно здоровым, он подвергает себя опасностям, которые могут привести к тяжелым осложнениям и ухудшить прогноз заболевания.

Проконсультировать ребенка и родителей по вопросам организации физических нагрузок (при компенсации заболевания):

помочь выбрать оптимальное время для занятий физической культурой (проводить в период максимального повышения глюкозы в крови, т.е. через 1-1,5 часа после еды);

в соответствии с объемом физических нагрузок научится тщательно проводить самоконтроль состояния и уровня гликемии;

уметь проводить коррекцию дозы инсулина и питания: при не планируемых физических нагрузках предусмотреть дополнительный прием углеводов, если планируется двигательная перегрузка – снизить дозу инсулина на 2ЕД или увеличить поступление углеводов на 10-20г.

Порекомендовать ребенку посещение специальных групп здоровья или спортивных секций (с медицинским контролем), где общение со сверстниками, имеющими подобное заболевание, будет способствовать развитию психологической адекватности, а также созданию атмосферы самообучения, само- и взаимопомощи.

Помочь семье в преодолении ситуационного кризиса, поддерживать родителей на всех стадиях заболевания ребенка, дать им возможность выражать свои сомнения и тревоги, научить жить без постоянного страха, чувства безысходности и воспринимать болезнь, как неизбежное неудобство, которое нужно преодолеть, чтобы жить полноценной активной жизнью. Убедить, что уровень компенсации болезни, продолжительность жизни, самочувствие и трудоспособность зависят как от самого ребенка, так и от взаимопомощи всех членов семьи, от грамотного и своевременного выполнения всех медицинских рекомендаций.

Необходимо как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка в обществе, мотивировать его на выбор профессий, не связанных с физическими перегрузками, активно помогать развивать его увлечения и хобби.

Рекомендовать родителям общение с семьями, имеющими детей с подобными заболеваниями, посещать занятия в «Школе диабета». Предоставить родителям адреса общественных организаций, фондов, занимающихся проблемами сахарного диабета.

Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком врачами – эндокринологом, окулистом, нефрологом, неврологом, стоматологом, психологом.

Таблица эквивалентной замены продуктов по углеводам

Приведенные количества продуктов содержат 12г углеводов (1ХЕ)

Пшено (сырой вес)

Простокваша, йогурт, кефир

Апельсиновый сок без сахара

а) постепенно снижать дозу назначенных гормонов

б) прекратить лечение после улучшения состояния ребенка

в) принимать назначенные препараты постоянно

г) прекратить лечение по достижению ребенком периода полового созревания

1.Правильный ответ: медицинская сестра должна дать маме рекомендации о постоянном применении назначенных препаратов.

2.Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный — прочтите нижеследующий текст и попробуйте еще раз ответить на вопрос № 1.

Лечение врожденных форм гипотиреоза проводится по типу заместительной терапии препаратами гормонов щитовидной железы в течение всей жизни, так как при отсутствии своевременного лечения нарушается функция головного мозга, задерживаются умственное и физическое развитие ребенка.

А) недостатке йода в пище и воде

Б) избытке йода в пище и воде

В) при употреблении большого количества легко усвояемых углеводов

Г) после перенесенной вирусной инфекции

1.Правильный ответ: при недостатке йода в пище и воде.

2.Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный — прочтите нижеследующий текст и попробуйте еще раз ответить на вопрос № 2.

Основная роль в развитии эндемического зоба отводится йодной недостаточности: дефицит йода в атмосфере, поступление в организм йода в недоступной для всасывания форме, наследственное нарушение обмена йода.

а) отварное говяжье и куриное мясо

б) супы на крепких мясных и рыбных бульонах

в) кондитерские изделия

г) каши из гречневой и овсяной крупы

е) бананы, виноград, инжир

1.Правильный ответ: В диете №9 рекомендуются следующие продукты: отварное говяжье и куриное мясо, каши из гречневой и овсяной крупы, овощи.

2.Если ответ верный, переходите к следующему вопросу; если ответ неверный — прочтите нижеследующий текст и попробуйте еще раз ответить на вопрос № 3.

Вы медсестра школы. В медпункт привели с занятий 12-летнего ребенка. Из анамнеза известно, что состоит на учете с диагнозом «Сахарный диабет». Инсулин вводит себе сам при помощи шприц-ручки. После очередного введения инсулина, опаздывая в школу, не поел. Через 20 минут появились слабость, тошнота, чувство голода, головная боль. При сестринском обследовании выявлено: кожа бледная, покрыта холодным потом, пульс 100 ударов в минуту, АД 100\60 мм.рт.ст. На поставленные вопросы отвечает с трудом. Запаха ацетона изо рта нет.

Определите и обоснуйте неотложное состояние.

Окажите доврачебную помощь

Что надо приготовить к приезду врача скорой помощи?

Вы медсестра приемного отделения, к вам доставлен 10-летний ребенок, который состоит на учете с диагнозом «Сахарный диабет». Из анамнеза выяснено, что в течение нескольких дней снижал себе дозу инсулина. Через несколько дней появились боли в животе, жажда, учащенное мочеиспускание до 12 раз в сутки, тошнота, рвота, головная боль. При сестринском обследовании выявлены бледность и сухость кожи, на щеках румянец, тонус мышц и глазных яблок снижен. Изо рта запах ацетона, ребенок заторможен, на вопросы отвечает с трудом. Пульс 98 в минуту, АД 90/60 мм.рт.ст.

Определите и обоснуйте неотложное состояние.

Окажите доврачебную помощь

Что надо приготовить к приходу врача?

Вы медицинская сестра эндокринологического отделения, наблюдаете. 11-летнего ребенка, который получает лечение по поводу сахарного диабета. Заболевание выявлено впервые. Предъявляет жалобы на повышенную жажду, частое мочеиспускание, кожный зуд, повышенный аппетит. При сестринском обследовании выявлено: кожа бледная, сухая, имеются следы расчесов. В прикроватной тумбочке лежат спрятанные конфеты. Постоянно просит медсестру не делать инъекции инсулина, т.к. очень сильно боится инъекций.

Выявите нарушенные потребности и определите проблемы.

Поставьте цель и составьте план сестринского вмешательства.

Расскажите ребенку о диете при сахарном диабете.

В каком уходе и лечение нуждается ребенок?

Медицинская сестра проводит первичный патронаж к новорожденному. Ребенок от первой беременности, протекавшей с нефропатией во II половине (повышение АД, отеки, повышение нарастание массы тела, прибавила в весе 15кг). В первом триместре отмечалась анемия. Ребенок желанный. Мама по профессии рентген-лаборант, переведена на другую работу при сроке беременности 10 недель (после постановки на учет в женской консультации).

Роды поздние, при срокенедели, ребенок родился с массой 4100г, длиной 50см, закричал после отсасывания слизи. В родильном зале обратили внимание на то, что у ребенка широко расставленные глаза, глазные щели узкие, большой, отечный язык, не помещающийся во рту, полуоткрытый рот. Шея короткая, толстая, кисти рук широкие, пальцы толстые, короткие, кожа сухая, отечная, с желтоватым оттенком, выражена мраморность и акроцианоз. Диагноз гипотиреоза был подтвержден скрининг-тестом.

В настоящее время мама жалуется, что ребенок вялый, сонливый, безучастный, плохо сосет, стул редкий – один раз в два дня.

Мама знает диагноз ребенка и просит дать совет о его правильном лечении и воспитании.

Дайте маме совет по правильному лечению ребенка.

В каком уходе нуждается ребенок.

Что явилось возможной причиной возникновения гипотиреоза в данном случае.

Вы медсестра поликлиники. К Вам обратилась соседка за советом. Ее 12-ти летняя дочь стала раздражительной, плохо спит, снизилась успеваемость в школе, беспокоит повышение температуры до 37,0-37,2°, небольшое дрожание пальцев рук.

Есть ли необходимость в обращении к врачу.

Что посоветуете маме?

Целью медсестры при возникновении у ребенка эндокринного заболевания является, с одной стороны, оказание помощи и организация ухода за ребенком, с другой – проведение мероприятий по предотвращению прогрессирования этого заболевания, развития осложнений и восстановление качества жизни.

Источник: http://zubstom.ru/docs/index-13297.html?page=4

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) — самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.

Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.

Сахарный диабет — это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Причина. Сахарный диабет имеет генетический код — наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец — риск 10 %, если больны оба родителя — риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок — действие провоцирующих факторов:

— вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;

— физические и психические травмы,

— нарушение питания — злоупотребление углеводами и жирами.

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.

Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.

Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

Лечебная программа при сахарном диабете:

1. Госпитализация обязательна.

2. Режим физической активности.

3. Диета № 9 — исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ — это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.

4. Заместительная инсулинотерапия — доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.

5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.

6. Лечение осложнений.

8. Санаторно-курортное лечение.

9. Рациональная психотерапия.

10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

— Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью — ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.

История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.

— Объективные методы обследования:

Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови — гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи — глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Постовая медицинская сестра обеспечивает:

— организацию режима с адекватной физической нагрузкой;

— организацию лечебного питания — диета № 9;

— проведение заместительной инсулинотерапии;

— прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);

— транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

— контроль над соблюдением режима и диеты;

— подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;

— динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;

— наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

— контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:

— организация питания в домашних условиях — ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;

проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;

— обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.

— рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений,мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтонмин в зависимости от возраста, волейболмин, теннисмин, городкимин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.

Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-sacharnom-diabete-u-detey

Сестринский процесс при сахарном диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет — хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов.

1. Инсулинозависимый тип — 1 тип.

2. Инсулинонезависимый тип — 2 тип.

Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета — у лиц среднего и пожилого возраста.Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.

1-я стадия — преддиабет — состояние предрасположенности к сахарному диабету.

— Лица с отягощенной наследственностью.

— Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.

— Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.

2-я стадия — латентный диабет — протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный — 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов — до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч — более 7,15 ммоль/л.

3-я стадия — явный диабет — характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.

Сестринский процесс при сахарном диабете:

А. Существующие (настоящие):

— жажда;- полиурия:- кожный зуд.сухость кожи:- повышенный аппетит;

— потеря веса;- слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;

— боли в сердце;- боли в нижних конечностях;- необходимость постоянно соблюдать диету;

— необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);

Дефицит знаний о:

— сущности заболевания и его причинах;- диетотерапии;

— самопомощи при гипогликемии;- уходе за ногами;

— расчете хлебных единиц и составлении меню;- пользовании глюкометром;

— осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.

— прекоматозных и коматозных состояний:- гангрены нижних конечностей;

— острого инфаркта миокарда;- хронической почечной недостаточности;

— катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;

— вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;

— осложнений вследствие инсулинотерапии;

— медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

— соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;

— физических нагрузках в течение дня;

— инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);

— антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);

— давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;

— наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;

— умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;

— умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;

— знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);

— ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:

— посещении в прошлом и в настоящее время "Школы диабетика";

— развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;

— умении оказывать самопомощь;

— наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;

— наследственной предрасположенности к сахарному диабет);

— сопутствующих заболеваниях (заб-я поджелудочной железы, др эндокринных органов, ожирении);

— жалобах пациента в момент осмотра.

— цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:

— определение массы тела:- измерение артериального давления;

— определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.

2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.

3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.

4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.

5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина.начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).

6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.

— состояние кожных покровов;- массу тела:- пульс и артериальное давление;

— пульс на артерии тыла стопы;

— соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;

— рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.

8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.

10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».

11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.

12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.

13. Обучить пациента и его родственников:

— расчету хлебных единиц;

— составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;

— правилам ухода за ногами;- оказывать самопомощь при гипогликемии;

— измерению артериального давления.

Неотложные состояния при сахарном диабете:

А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.

— Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.

— Недостаток углеводов в пищевом рационе.

— Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.

— Значительная физическая нагрузка.

Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает вкому с потерей сознания и судорогами.

Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта.кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.

Самопомощь при гипогликемическом состоянии:

Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).

Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:

— Придать пациенту устойчивое боковое положение.

— Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.

— Обеспечить внутривенный доступ.

40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).

Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.

Причины:- Недостаточная доза инсулина.- Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище)- Инфекционные заболевания.- Стрессы.- Беременность.- Травмы.- Оперативное вм-во.

Предвестники: усиление жажды, полиурия.возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.

Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса — " мягкие" глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови — гипергликемия, в анализе мочи — глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.

При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.

— Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).

— Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.

— Обеспечить внутривенный доступ.

— инсулин короткого действия — актропид (фл.);

— 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);

— сердечные гликозиды, сосудистые средства.

Источник: http://studopedia.ru/6_120247_sestrinskiy-protsess-pri-saharnom-diabete.html

gabiya.ru

Шпаргалка по Сестринскому делу от "GABIYA"

Главное меню

Навигация по записям

Сестринский уход при сахарном диабете у детей

Сахарный диабет (СД) — самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.

Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.

Сахарный диабет — это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Причина. Сахарный диабет имеет генетический код — наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец — риск 10 %, если больны оба родителя — риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок — действие провоцирующих факторов:

— вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;

— физические и психические травмы,

— нарушение питания — злоупотребление углеводами и жирами.

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.

Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.

Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

Лечебная программа при сахарном диабете:

1. Госпитализация обязательна.

2. Режим физической активности.

3. Диета № 9 — исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ — это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.

4. Заместительная инсулинотерапия — доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.

5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.

6. Лечение осложнений.

8. Санаторно-курортное лечение.

9. Рациональная психотерапия.

10. Обучение больного образу жизни при СД методам самоконтроля.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

— Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью — ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.

История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.

— Объективные методы обследования:

Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови — гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи — глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Постовая медицинская сестра обеспечивает:

— организацию режима с адекватной физической нагрузкой;

— организацию лечебного питания — диета № 9;

— проведение заместительной инсулинотерапии;

— прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);

— транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

— контроль над соблюдением режима и диеты;

— подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;

— динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;

— наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

— контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:

— организация питания в домашних условиях — ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;

проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;

— обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.

— рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений,мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтонмин в зависимости от возраста, волейболмин, теннисмин, городкимин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.

Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник: http://gabiya.ru/sestrinskiy-uhod-pri-saharnom-diabete-u-detey/


Top
×